Что входит в общие нужды дома?
Содержание общего имущества — это коммунальные ресурсы, которые идут на поддержание жизни дома в целом.
-электроэнергия, которая позволяет работать лифтам и гореть лампочкам в подъезде;
-вода, горячая и холодная, которую берут, чтобы вымыть лестницы или полить клумбы во дворе, промыть систему отопления;
-отопление, которое греет батареи в подъезде.
При этом, с точки зрения закона, электроэнергия и вода на содержание общего имущества являются жилищными услугами и в платежке указываются отдельными строками, а отопление на содержание общего имущества - это коммунальная услуга и входит в состав платы за услугу отопление.
Кто должен платить за СОИ?
Расходы на содержание общего имущества обязаны нести собственники квартир и нежилых помещений, например офисов или магазинов, расположенных в доме.
То есть ответ на вопрос: «Сколько воды, электричества или тепла дом потребил на общие нужды в этом месяце?» находят двумя способами: высчитывают объем по нормативу или по показаниям счетчиков.
Оплата СОИ: по счетчикам и нормативу
Если в доме установлен общедомовой прибор учета горячей воды (ГВ), то ГВ на СОИ — это разница между объемом по общедомовому прибору учета и всех индивидуальных счетчиков (водомеров).
В домах, где приготовление горячей воды производится на общедомовом оборудовании, т.е. в домах с индивидуальными тепловыми пунктами, количество тепловой энергии в составе горячей воды на СОИ рассчитывается по нормативу, а именно: S (площадь мест общего пользования) * норматив потребления (в большинстве домов 0,02 м.куб. на 1 м.кв. площади мест общего пользования).
Есть ли СОИ на тепло?
За отопление подъездов, лестничных клеток тоже необходимо платить, ведь это общее имущество собственников. Поэтому при расчете платежа за тепло действуют соответствующие формулы, которые учитывают объем, зафиксированный общедомовым теплосчетчиком, общую площадь всех помещений и площадь общего имущества. Если общедомового теплосчетчика нет, то плата за тепло рассчитывается по нормативам, в которых учтено, в том числе и отопление мест общего пользования.
Откуда берется высокий СОИ по горячей воде?
Расход ГВ на СОИ растет за счет тех, у кого нет счетчиков либо они просто не передают показания, в надежде уменьшить начисления за потребленную горячую воду. Например: в квартире нет счетчика горячей воды — и собственник платит по нормативу. Он не заинтересован в экономии и льет воду бесконтрольно. Он каждый месяц будет вносить фиксированную сумму, однако фактическое потребление может быть в разы больше, чем норматив. Вода, которую этот житель потратит, фактически не заплатив за нее, а также тепловая энергия, затраченная на подогрев, попадут в расходы на общедомовые нужды и ее «разбросают» на всех жителей дома.
Показания счетчиков снимают в разное время. Каждый житель дома снимает показания тогда, когда ему это удобно. Кто-то снял 15-го числа, кто-то — 25-го. А с общедомового прибора учета снимают данные 23–25-го числа каждого месяца. Из-за такого временного разнобоя возникает неточность, которая вносит погрешность в учет СОИ. Кроме того, некоторые жильцы попросту не передают показания вовремя, потому что забыли или отсутствовали. Таким жильцам расход начисляют исходя из среднего потребления за полгода, который также будет отличаться, и не факт, что в меньшую сторону.
Протечки воды в подвалах, повреждения трубопроводов. Во время порыва труб в подвале дома часть теплоносителя «уходит в землю» до того, как авария будет локализована. Показания общедомового счетчика увеличиваются, а вслед за ним растёт и СОИ.
При хронических мелких подвальных протечках, на которые управляющие компании не обращают внимания, может стабильно утекать несколько кубометров воды в месяц. Эти потери также попадают в квитанции жильцов в графу СОИ и могут составлять от 1 до 3% общей суммы этого платежа.
Как уменьшить оплату за СОИ?
В идеале, каждая квартира должна быть оборудована индивидуальными счетчиками горячей воды.
Следить за состоянием дома: контролировать управляющую компанию, которая обязана делать регулярные осмотры труб в подвалах.
Рационально использовать ресурсы. Например, закрывать окна и двери в подъездах, чтобы не обогревать улицу и не увеличивать плату за тепло.
Регулярно, желательно в одно и тоже время, передавать показания счетчиков и разъяснять соседям необходимость этого.
Управляющая компания или правление ТСЖ должны хотя бы раз в год проходить по квартирам и проверять показания индивидуальных счетчиков — если необходимо, то корректировать их значения до фактических.